Смазочная система двигателя УМЗ-417
Смазочная система двигателя (рис 19) комбинированная, под давлением и
разбрызгиванием. Давление масла в системе смазки при работе двигателя на масле
М8В1, температуре масла в масляном картере плюс 80 °С и отключенном медяном
радиаторе должно быть не менее 343 кПа при частоте вращения 2000 мин-1
коленчатого вала и не менее 108 кПа при частоте вращения
600 мин-1.
Рис. 19 Схема смазочной системы
двигателя
1 - масляный радиатор
2 - крышка масляной
горловины
3 - кран масляного радиатора
4 - датчик указателя
давления масла
5 - датчик аварийного давления
6 - фильтр
очистки масла
7 - масляный насос
8 - пробка сливного
отверстия
9 - маслоприемник
10 - редукционный
клапан
11 - отверстие для смазки распределительных
шестерен
Для контроля за давлением масла на двигателе установлены два датчика. Один из них связан с указателем давления масла, а другой - с контрольной лампой аварийного давления масла в системе смазки двигателя. Датчик аварийного давления масла срабатывает при давлении 39…78 кПа. При минимальной частоте вращения коленчатого вала на режиме холостого хода и отключенном масляном радиаторе контрольная лампа аварийного давления масла не должна гореть. Загорание пампы указывает на неисправность смазочной системы, которая должна немедленно устраняться.
В смазочной системе двигателя имеются два клапана редукционный в масляном насосе и перепускной в масляном фильтре. Оба клапана в эксплуатации регулировки не требуют. Для охлаждения масла в смазочной системе имеется масляный радиатор. Включать его, открывая кран, необходимо при температуре воздуха выше 20 °С и при движении в тяжелых дорожных условиях независимо от температуры окружающего воздуха.
Масляный картер стальной штампованный. Плоскость разъема масляного картера с
блоком уплотнена пробковыми прокладками Прокладки, уплотняющие переднюю и заднюю
части масляного картера, перед установкой на место обильно увлажняют водой для
исключения их поломки.
Рис. 20 Масляный насос
1 -
направляющая втулка
2 - валик в сборе
3 - корпус в
сборе
4 - ведущая шестерня
5 - ведомая шестерня
6 -
пластина
7 - прокладка
8 - крышка масляного насоса
9
- стопорная пластина
10 и 12 - болты
11 - каркас с
сеткой
13 - редукционный клапан
14 - пружина
клапана
Масляный насос
Масляный насос (рис. 20) шестеренчатого типа, размещен внутри
масляного картера и крепится к крышке четвертого коренного подшипника двумя
шпильками. Шестерни насоса прямозубые металлокерамические. Между корпусом 3 и
пластиной 6 насоса установлена паронитовая прокладка 7 толщиной 0,3…0,4 мм.
Установка при ремонте насоса более толстой прокладки недопустима, так как это
уменьшит производительность насоса и создаваемое им давление. От попадания
крупных час тиц (грязи, ветоши и т. п.) насос защищен каркасом 11 с сеткой.
Редукционный клапан 13 обеспечивает необходимое давление масла в магистрали при
работе двигателя на любых режимах, а также компенсирует увеличивающийся при
износе двигателя расход масла через подшипники, так как масляный насос имеет
избыточную производительность. При повышении давления в смазочной системе выше
допустимого масло отжимает клапан и избыточное масло сбрасывается в полость
масляного насоса.
Рис. 21 Привод масляного насоса и распределителя
зажигания.
1 - распределитель зажигания
2 - корпус привода
3 - валик
привода
4 - прокладка
5 - блок цилиндров
6 - упорная шайба
7 -
шестерня распределительного вала
8 - шестерня привода маслянного насоса
9
- штифт
10 - пластина
11 - втулка
12 - валик масляного
насоса
Положение прорези валика:
А - на приводе, установленном на
двигателе;
B - на приводе перед его установкой на двигатель;
C - на валике
масляного насоса перед установкой привода на двигатель
Привод
масляного насоса (рис. 21) осуществляется от распределительного вала парой
винтовых шестерен. Ведущая шестерня 7 выполнена заодно с распределительным
валом. Ведомая шестерня 8 закреплена штифтом на валике, вращающемся в чугунном
корпусе 2. Верхний конец валика имеет смещенную на 0,8 мм в одну сторону
прорезь, в которую входит хвостовик привода датчика-распределителя зажигания.
Если по каким-либо причинам с двигателя был снят привод масляного насоса, то для обеспечения правильного положения датчика-распределителя установку привода на блок производите в следующем порядке:
- выньте свечу первого цилиндра;
- закрыв пальцем отверстие свечи, пусковой рукояткой поворачивайте коленчатый вал до тех пор, пока воздух не начнет выходить из-под пальца. Это произойдет в начале такта сжатия;
- убедитесь, что сжатие началось, осторожно поверните коленчатый вал до совпадения метки на обод ке шкива коленчатого вала с указателем на крышке распределительных шестерен;
- поверните валик привода так, чтобы прорезь на его торце для шипа распределителя была расположена так, как указано на рис. 21, поз.В, а валик масляного насоса при помощи отвертки поверните в положение, показанное на рис. 21, поз. С;
- осторожно, остерегаясь задевать шестерней за стенки блока, вставьте привод в блок. После установки привода на место его валик должен занять положение, показанное на рис. 21, поз А.
Рис. 22 Оправка для установки маслянного насоса
Между валиком привода и валиком насоса имеется промежуточная пластина 10,
соединенная с ними шарнирно. Это обеспечивает некоторую свободу в установке
насоса. Но для уменьшения износов в шарнирных соединениях привода и для
обеспечения его безупречной работы необходимо насос устанавливать по
возможности соосно с отверстием для привода.
Для этого необходимо
пользоваться оправкой (рис. 22), плотно входящей в отверстие для привода
в блоке и имеющей цилиндрический хвостовик диаметром 13 мм. Насос
центрируется по хвостовику оправки и в этом положении закрепляется. Продолжение