Автомобильные стартеры УАЗ ремонт и устройство
Автомобильный стартер нужен для запуска двигателя. Двигатель внутреннего сгорания не может самостоятельно раскрутиться, ему нужно предварительно сжать топливовоздушную смесь и поджечь её. Сжимается топливовоздушная смесь при вращении коленвала двигателя. Чтобы раскрутить коленвал как раз и нужен стартер.
Для карбюраторных двигателей еще был кривой стартер. Это изогнутая рукоятка при помощи которой можно было завести двигатель, если исправна система зажигания и водитель достаточно сильный. По своей сути стартер - это простейший электромотор, с дополнительными функциями.
Конструкции автомобильных стартеров разных моделей очень похожи друг на друга.
Устройство электрического стартера автомобиля УАЗ
Электродвигатель. Сюда входят: ротор (или как его еще называют якорь), внешние магниты, щеточный узел . Все это размещено в металлическом корпусе.
Корпус имеет форму стакана. На внутреннюю стенку корпуса, винтами, крепятся обмотки возбуждения (как правило четыре) совместно с сердечниками (полюсами). Однако в последнее время электромагниты заменяются постоянными магнитами, которые приклеиваются к стенкам корпуса.
Якорь стартера представляет собой ось из легированной стали, на которую запрессован сердечник якоря и коллекторные пластины. Сердечник имеет пазы для укладки обмоток якоря. Концы обмоток надежно крепятся к коллекторным пластинам. Коллекторные пластины расположены по кругу и жестко установлены на диэлектрической основе. Диаметр сердечника напрямую связан с внутренним диаметром корпуса (совместно с обмотками). Якорь крепится в передней крышке стартера и в задней крышке при помощи втулок, изготовленных из бронзы, латуни, реже из меди. Втулки одновременно являются и подшипниками.
Щеткодержатель вместе со щетками расположен около коллекторных пластин, через него подается рабочее напряжение на медно-графитные щетки, а затем на коллекторные пластины якоря. Щеткодержатель выполнен в виде диэлектрической обоймы с металлическими вставками, внутри которых находятся щетки. Контакты щеток (мягкий многожильный провод) при помощи точечной сварки привариваются к полюсным пластинам. Полюсными пластинами обычно являются хвосты обмоток возбуждения.
Втягивающее реле или тяговое реле устанавливается на корпус стартера. В корпусе тягового реле, в задней части находятся силовые контакты – пятаки, и подвижный контакт-перемычка, выполненные из мягких металлов. Пятаки представляют собой обыкновенные болты, запрессованные в эбонитовую крышку тягового реле. При помощи гаек к ним крепятся силовые провода от аккумулятора и от плюсовых щеток стартера. Сердечник тягового реле соединяется, через подвижное коромысло с обгонной муфтой, который так же называют бендиксом.
Обгонная муфта (бендикс) крепится подвижно на вал якоря и представляет собой роликовый механизм, который связан с шестерней зацепления с венцом маховика. Конструкция собрана так, что при подаче крутящего момента на бендикс в одну сторону, ролики, находящиеся в сепараторе выходят из пазов сепаратора и жестко фиксируют шестерню к наружной обойме. При вращении в противоположную сторону ролики западают в сепаратор, и шестерня вращается независимо от наружной обоймы.
Устройство стартера УАЗ 42.3708
- 1 – заглушка;
- 2 – крышка со стороны привода;
- 3 – ось рычага;
- 4 – вал ротора;
- 5 – шестерня привода;
- 6 – привод стартера;
- 7 – ротор;
- 8 – промежуточная опора;
- 9 – рычаг привода;
- 10 – корпус;
- 11 – обмотка статора;
- 12 – полюс;
- 13 – заклепка;
- 14 – якорь тягового реле;
- 15 – опорная шайба пружины;
- 16 – пружина якоря реле;
- 17 – корпус тягового реле;
- 18 – удерживающая обмотка;
- 19 – втягивающая обмотка;
- 20 – пружина;
- 21 – контактный диск;
- 22 – крышка тягового реле;
- 23 – пружина;
- 24 – контактный болт;
- 25 – вывод;
- 26 – изоляционная втулка;
- 27 – пружина щетки;
- 28 – крышка со стороны коллектора;
- 29 – уплотнительное кольцо;
- 30 – стяжной болт;
- 31 – защитный кожух;
- 32 – щетка;
- 33 – держатель щетки;
- 34 – упорное кольцо;
- 35 – стопорное кольцо;
- 36 – упорная шайба;
- 37 – обмотка ротора;
- 38 – плунжер якоря реле;
- 39 – изоляционная втулка;
- 40, 41 – защитные колпаки;
- 42 – коллектор;
- 43 – втулка вала ротора;
- 44 – буферная пружина
Принцип работы пусковой системы автомобиля и стартера УАЗ
Этапы работы стартера следующие: подача напряжения на тяговое реле, стыковка с зубчатым венцом маховика, запуск электродвигателя стартера, отключение электродвигателя, расстыковка стартера.
Схема включения стаpтеpа:
- 1 – выключатель «массы»;
- 2 – аккумулятоpная батаpея;
- 3 – дополнительное pеле стаpтеpа;
- 4 – выключатель (замок) зажигания;
- 5 – вольтметр;
- 6 – контактный диск;
- 7 – втягивающая обмотка;
- 8 – удеpживающая обмотка;
- 9 – тяговое pеле стаpтеpа;
- 10 – стаpтеp
Более подробно это выглядит так: При включении замка зажигания и повороте ключа в положение запуск, замыкаются контакты дополнительного реле стартера и напряжение от АКБ подается на обмотку втягивающего реде. Напрямую, через замок зажигания, коммутировать ток на втягивающем реле нельзя, поскольку его сила достаточно большая.
Втягивающее реле начинает работать и приводит шестерню привода стартера в зацепление с маховиком двигателя. В своем крайнем положении сердечника реле через подвижный контакт замыкает силовые пятаки тем самым пуская ток от АКБ на плюсовой провод стартера.
Плюс стартера соединен с плюсовой полюсной пластиной и плюсовыми щётками. Минус по умолчанию подключен постоянно. После подачи тока вокруг обмоток якоря и обмоток возбуждения возникают магнитные потоки, которые направлены в одну сторону. Одинаковые полюса магнита отталкиваются друг от друга, так возникает круговое движение якоря.
Якорь начинает вращаться и приводит в действие маховик. Если двигатель автомобиля завелся, а ключ зажигания еще не отпущен, наступает момент, когда обороты двигателя превышают обороты стартера, в этом случае срабатывает обгонный механизм бендикса, что предотвращает поломку стартера.
Конструкция стартера может быть: с редуктором и без редуктора
Внутри редукторного стартера установлен, как правило, планетарный редуктор. Он в несколько раз усиливает крутящий момент.
Стартер с редуктором обладает следующими преимуществами:
- - он более эффективен, обладает высоким КПД;
- - потребляет гораздо меньший ток при холодном пуске двигателя;
- - редукторный стартер имеет более компактные габаритные размеры;
- - сохраняет высокую эффективность и превосходные эксплуатационные характеристики при падении силы пускового тока аккумулятора.
Принцип действия безредукторных стартеров заключается в непосредственном контакте с вращающейся шестерней.
Среди преимуществ такого устройства можно отметить:
- - простоту устройства и более высокую ремонтопригодность;
- - более быстрый запуск мотора, за счет моментального соединение с венцом маховика после подачи тока;
- - стойкость в к высоким нагрузкам.
В настоящее время предпочтение отдается редукторным стартерам.
Редукторный стартер устройство:
- 1 - коллектор;
- 2 - задняя крышка;
- 3 - корпус статора;
- 4 - тяговое реле; якорь реле;
- 6 - крышка со стороны привода;
- 7 - рычаг;
- 8 - кронштейн рычага;
- 9 - уплотнительная прокладка;
- 10 - планетарная шестерня;
- 11 - шестерня привода;
- 12 - вкладыш крышки;
- 13 - ограничительное кольцо;
- 14 - вал привода;
- 15 - обгонная муфта;
- 16 - поводковое кольцо;
- 17 - опора вала приво-да. вкладышем;
- 18 - шестерня с внутренним зацеплением;
- 19 - водило;
- 20 - центральная шестерня;
- 21 - опора вала якоря;
- 22 - постоянный магнит;
- 23 - якорь;
- 24 - щеткодержатель;
- 25 - щетка;
См. так же:
Пуск и остановка двигателя