Тюнинг и модернизация рулевой колонки для УАЗ 3909, 3741
Все началось с желания сменить руль с "костяного" на "полулюксовый". "Люксовый" - а-ля 3160 - мне не понравился чисто внешне. Двухспицевый "полулюкс" показался ну всем - и внешне, и в руках лежит удобно... В общем, выбор пал на него.
Для снятия старого руля был наскоро сделан съемник из толстой стальной полосы. Поскольку болты М8 под нагрузкой начали вытягиваться и грозили просто оборваться, пришлось стукнуть кувалдой по центральному болту. Руль снят. Внимательный осмотр показал, что руль уже снимали, причем варварски - зубилом. Но самое плохое - был испорчен вал. Резьба была смята и расколота в двух местах. Причем я непосредственно по валу не колотил и подобные разрушения произвести не мог. Вал пришел в негодность, встал вопрос замены и рулевой механизм был снят с машины.
На этот момент у меня стало уже три рулевых механизма, и все - 451Д. И у всех вал червяка был погнут - где чуть-чуть, а где вообще караул. Это что - нормальное явление? Ладно бы один, ну два... но чтобы три? Надо покупать новый вал с червяком в сборе. А если... А если другую рулевую колонку сделать, получше? Да еще и регулируемую? УАЗовод я или где?
Из закромов был извлечен 469-й рулевой редуктор, из него вынут червяк с валом и вставлен в корпус своего. Получился 452-й механизм. После непродолжительных поисков были куплены: рулевая колонка ГАЗ-3307/4301, рулевой кардан 31512-3401400 (одна вилка шлицевая, вторая "голая" под клин) и клин для кардана 3302. Как известно, шлицы под рулевое колесо у нас и у ГАЗа одинаковы. Вал колонки по диаметру меньше, чем отверстие в вилке кардана, в чем, впрочем, проблемы не виделось. В верхней части трубы колонки приварены кронштейны с резьбой для подрулевых переключателей. Одно "но": очень велики "уши" крепления.
Замеры показали, что по длине с учетом шлицевой части кардана всей конструкции хватит с запасом. Диаметр вала колонки 20мм, диаметр отверстия в вилке 23мм. Для компенсации зазора из полосы 1,5мм согнул втулку с вырезом под клин - вал в кардан вошел при помощи молотка. Из той же полосы сделал подкладку под клин. В итоге все сидит плотно, люфта нет.
Сбоку колонка имеет прорезь для установки замка зажигания и фиксации вала противоугонным устройством. Имевшийся в наличии "москвичевский" замок (2126-3704005) пришлось подгонять под прорезь, дабы он встал более-менее горизонтально слева.
Для крепления колонки сварил кронштейн из двух 3мм полос и квадратного прутка 15мм. Для пущей жесткости приварил косынки к полосам. Верхняя (на рисунке - правая) полоса встала на штатные отверстия, нижнюю же пришлось миллиметров на 10 поднять вверх, пересверлив отверстия в колонке.
Кронштейн рулевой колонки (рисунок).
- отверстия 8мм крепления колонки;
- отверстие 8мм крепления к кронштейну на торпеде;
- отверстие 6мм для регулировочной растяжки.
Запас длины кардана позволил переместить рулевую колонку так, чтобы она встала по оси сиденья водителя. Штатный кронштейн с торпеды я снял и на его месте сделал другой.
Кронштейн крепления колонки к кузову (рисунок).
- уголки 25 для крепления кронштейна колонки;
- отверстия 10мм крепления к торпеде;
- базовая полоса 25х3;
- отверстия 6мм крепления регулировочной растяжки;
- отверстия 8мм крепления кронштейна колонки;
- растяжки (квадратная труба 20х2);
- упор растяжек, крепящийся к полику (уголок 75 с приваренной полосой 25х3).
Растяжки, крепящиеся к полу, необходимы: без них торпеда "играет" при нажатии на педали, особенно тормозную. На "родной" колонке роль растяжки играет труба рулевого вала. Упор растяжек крепится двумя болтами к горизонтальной части полика в упор к отбортовке. Правое (по рисунку - дальнее) отверстие базовой полосы приходится на болт крепления блока педалей, под левое нужно просверлить отверстие.
Последовательность действий сборки рулевой колонки
- сварил кронштейн под торпеду (без растяжек), просверлил в торпеде одно дополнительное отверстие;
- нарезал полосы, просверлил отверстия и прикрутил к отверстиям в "ушах" крепления колонки;
- отрезал с запасом кусок прутка, просверлил отверстие под болт и прикрепил его к кронштейну под торпедой;
- выставил положение колонки по высоте, отметил положение полос, снял и прихватил к прутку, выставив соосность прутка и вала по линейке;
- поставил еще раз проверить правильность положения, снял и приварил как следует с косынками;
- сделал упор для растяжек и прикрутил к полу двумя болтами;
- по месту подогнал растяжки и прихватил сваркой;
- снял все, обварил, покрасил, поставил;
- из полосы вырезал регулировочную растяжку, подогнул где надо по месту, просверлил отверстия (тоже по месту) и прикрутил;
- на ступицу руля с обратной стороны прикручен сбрасыватель, сделанный из жести.
В итоге руль чуть опустился и наклонился к водителю. Регулировку наклона я делать не стал, выставив колонку так, как удобно мне. Субъективно стало намного удобнее штатной компоновки. При вращении руля локоть с дверью не встречается. Даже при моем росте под 2 метра колени не задевают за руль при нажатии на педали. Увеличенный наклон руля посадке не мешает. В общем, я доволен.
Вот только от "бычковских" подрулевиков мне, видимо, придется отказаться: при включенном левом повороте при нажатии на педаль сцепления левое колено задевает за рычаг. Справа та же история: в крайнем нижнем положении (2-я скорость стеклоочистителя) колено упирается в рычаг. Впрочем, я быстрее привыкну к этому, чем заменю подрулевики.
Стоимость узлов и деталей рулевой колонки УАЗ
- рулевая колонка ГАЗ-3307/4301 - 450р.
- карданный вал рулевого управления 31512-3401400 - 950р.
- клин 3302 - 15р.
- электроды и металл - казенные ;)
Все это куплено в магазине "Планета Железяка", что на 86-м км МКАД, внешняя сторона, 15 октября 2004г.
Напоследок некоторые общие замечания.
- Я отдаю себе отчет о том, что я внес изменения в конструкцию рулевого управления, и о возможных последствиях этого шага. Но, черт возьми, так хочется комфорта... С другой стороны, я не вмешивался в конструкцию кузова (всего-то три отверстия просверлил!) и легко могу установить штатную колонку при нужде.
- Практически вся конструкция сделана по месту с многократными прикидками и проверками, посему конкретные размеры не приведены. На все про все ушло 3 дня полностью. Основная забота была выставить правильное положение рулевой колонки в пространстве.
- Так как вал колонки цельный, без отверстия под провод, включение звукового сигнала сделал штатным для ГАЗа образом - нажатием на левый рычаг подрулевика.
- Тем, кто захочет сотворить аналогичную конструкцию, я бы порекомендовал посмотреть на рулевую колонку от "Соболя". Она уже регулируемая и имеет более компактное крепление. Размеры вала у нее, по-моему, такие же, как у 3307. У меня банально не хватило на нее денег :( (840р., там же).
- Вопрос, конечно, риторический, но ПОЧЕМУ ДО СИХ ПОР ЭТОГО НЕ СДЕЛАЛ ЗАВОД?!?! Да, моя конструкция отнюдь не образец конструкторской и технологической мысли, более того - делалась "на коленке" из того, что было под рукой. Но автозавод, половина продаж которого - бескапотники, мог бы и расстараться! Тем более что переделки кузовных штампов составили бы 3 (ТРИ!) отверстия. Пусть не на все, так хоть на "люксовые" машины ставили бы... Эх, мечты, мечты...
Опыт эксплуатации установки колонки
Опыт эксплуатации, пока еще небольшой, показал правильность установки колонки. Рулить стало гораздо приятнее. Некоторые неудобства доставляет расположение замка зажигания при вставке и повороте ключа при нажатой педали сцепления (пуск мотора). Подкладку под клин пришлось переделать вследствие смятия старой. Новую сделал из 2мм стали и закалил.
Купить коляска автокресло cybexonlineshop.ru/catalog/avtokresla/. колонки Тенты на полуприцепы