Гидроусилитель на УАЗ на основе механизмов от Ауди 100
Итак, я установил на своей УАЗке ГУР невиданной конструкции. Исходил из того, что УАЗ - машина достаточно древней разработки и конструкторы рассчитывали прочность рулевых тяг и крепление рулевого механизма исходя исключительно из нагрузки со стороны водительских рук. И поэтому решил: а почему бы не сделать как у ГАЗ-66? Напомню, что там исполнительный гидроцилиндр висит на переднем мосту, а другим концом упирается в поперечную тягу - ту, что колеса между собой соединяет. Он-то и двигает колеса. А рулевой механизм только посылает управляющие сигналы.
Купил на разборах гидрорейку (рулевой механизм) с аварийной Ауди-100. Рейка после аварии согнута в дугу, поэтому досталась за $9 (сама рейка не нужна, а гидроцилиндр не пострадал). Гидрораспределитель (продолжение зубчатого колеса, что входит в зацепление с собственно рейкой, внутри него рулевой вал разрывается - торсионы стоят - и при закрутке вала масло направляется в ту или иную полость гидроцилиндра) с нее поставил в разрыв рулевого вала - проточил ту зубчатую часть, что входит в зацепление с рейкой, воткнул в трубу рулевого вала, что из рулевого механизма выходит, и обварил стык прерывистым швом (но можно наоборот - сделать этот узел - гидрораспределитель - окончанием трубы УАЗовского рулевого вала и соединить карданчиком с редуктором, можно обычным УАЗовским. Исполнительный гидроцилиндр укрепил на мосту так, как стоит на джипах демпфер рулевой (корпус - к левой стремянке рессоры посредством толстой пластины, шток - к поперечной тяге, что соединяет колеса). Остальное - на помойку.
Соединил это шлангами между собой и еще провел шланги к гидронасосу (от какой - то японки, то же с разборов). Да, еще поменял рулевой механизм на ГАЗ-21 (подходит по креплению). У него передаточное число меньше - руль резче.
Когда поехал, машину просто не узнать! Появилась невиданная для УАЗа
верткость, руль в то же время потуже, чем с Борисовским изделием. Обратная связь
ЕСТЬ! Неровности дороги передаются на руль, но ослабленные в три раза. Стало
мучительно больно за бесцельно прожитые.
Считаю, что достоинства следующие:
- разгруженный рулевой механизм и рулевая тяга к нему;
- два в одном - он еще и рулевой демпфер.
Недостатки:
- больше шлангов;
- шланги внизу.
Если поставить более мощный исполнительный цилиндр (от ГАЗ-66, например), то конструкция может пригодится любителям очень больших колес.
На первом рисунке
видны:
- гидронасос от какой-то японки с самодельным кронштейном (поз. 1).
Шкив был для плоского (поликлинового) ремня, поэтому я приварил наружную часть
от москвичевского шкива (что на коленвалу стоит);
- гидрораспределитель
Ауди-100 (поз. 2). Это вообще самая главная часть. Включен он в разрыв рулевого
вала (точно как и на Ауди) и в зависимости от закрутки рулевого вала
перенаправляет поток масла в ту или иную полость исполнительного гидроцилиндра
(поз. 7 на других рисунках);
- телескопический рулевой вал со старой БМВ 7-й
серии (поз. 3). По шлицам он подходит к гидрораспределителю.
На втором снимке хорошо видны шкивы и рулевой редуктор от ГАЗ-21 (поз. 4), к которому при помощи переходника жестко присоединен гидрораспределитель. Гидрораспределитель двумя шлангами соединяется с гидронасосом, и двумя другими - с гидроцилиндром.
На третьем рисунке: из-за сместившегося рулевого вала внутри салона (об этом позже) пришлось увеличивать вбок дырку в кузове (поз. 5).
Четвертый рисунок: помпа и мощный генератор приводятся двумя ремнями. На коленвалу - шкив ГАЗ-2410, а на помпе - комбинированный из двух газелевских или от Соболя, кажется, и маленький еще от чего-то (поз. 6). Также виден кронштейн насоса из металла толщиной 12 мм.
Пятый снимок делали, положив фотоаппапат на землю, т. е. объектив смотрел вертикально вверх. Здесь мы видим исполнительный цилиндр (поз. 7). Он расположен между чулком моста и тягой, что соединяет между собой колеса (поз. 10). Устроен так: внутри толстого алюминиевого корпуса находится сам гидроцилиндр, он гораздо меньшего диаметра - так что при ударе об камень не пострадает. Эта конструкция тоже от Ауди. Крепится при помощи самодельного трубчатого с разрезом переходника (часть старого амортозатора) и амортизаторных резинок к толстой пластине (поз. 8) с двумя отверстиями под стремянку (на снимке не видно). Пластина крепится горизонтально спереди двумя стремяночными гайками.
На снимке можно разглядеть эту самую пластину (поз. 8), шланги к гидроцилиндру (поз. 14) и крепление штока цилиндра к поперечной тяге (поз. 11). Сам исполнительный гидроцилиндр спрятан за тягой поз. 10 на предыдущем рисунке.
Теперь появилась возможность поставить руль меньшего диаметра (поз. 13). Выбрал его вместе с колонкой от Форд-Темпо потому, что колонка регулируется (гнется) возле самого руля. Кроме того, ось руля теперь направлена параллельно продольной оси автомобиля, а не криво, как раньше.
На этом снимке (объектив вертикально вверх) показано крепление штока исполнительного гидроцилиндра к поперечной тяге (поз. 11). Сделано из куска распиленной вдоль водопроводной трубы. (Надо будет резиновый гофрированный чехол надеть.)
Все зто делалось строго в по выходным и на даче в одиночку (за исключением нескольких деталей у токаря). Инструменты - сварка, болгарка, дрель. После почти трехнедельной езды нареканий нет, одна лишь радость.