Маршрутный компьютер на УАЗ
Купить можно заказать через сайт завода-изготовителя ОАО "Счетмаш", г. Курск. Однако решил использовать опыт приобретения "Элары" и позвонил по телефону. Сразу попал на нужного человека, обговорили комплектацию, минут через 10 получил факс с платежными реквизитами, через полчаса заплатил, дней через 10 пришла посылочка. На этот раз (в отличие от "Элары") на почте ничего не доплачивал.
Комплектация такая:
- маршрутный компьютер АМК-211500;
- датчик расхода топлива (13.3853);
- датчик скорости ДСА-505 (301.3843 6-ти импульсный с проходным валом);
- комплект монтажных частей КМЧ-501;
- датчик температуры окружающего воздуха.;
- Общая стоимость 3150 руб. (лето 2004г.).
Установка изделие для установки на обычный карбюраторный УАЗик никак не рассчитано. Но если очень хочется - то все получится. Для начала соорудил полочку над лобовым стеклом.
Для крепления полочки использовал уголки из стали толщиной 1,5 мм закрепив их в штатных местах противосолнечных козырьков. (Фото1,2.) На горизонтальной части - по 3 отверстия с резьбой М4, в два из которых крепятся и сами козырьки.
По бокам для жесткости дополнительно на саморезах установил алюминиевые уголки. Саму полку выпилил из фанеры толщиной 10 мм. По бокам - отверстия для динамиков. Обтянул все искусственной кожей. (Хотел сначала подобрать светлую, под цвет обивки потолка, но не нашел и обтянул черной. И, по-моему, правильно сделал - смотрится очень даже прилично). Перед обтяжкой закрепил все необходимые винты с потайной головкой (для крепления динамиков, каркасов магнитолы и компьютера). Снизу полки все закрылось кожей. Провода проложил в гофрошланге с левой стороны.
Сюда расположил компьютер и музыку (МР-3 ресивер JVC KD-G 807; динамики; антенну Cheetah). Для крепления компьютера изготовил прямоугольную коробочку из стальной полоски типа салазок для автомагнитолы. Жгуты проводов - с левой стороны в гофрошланге. Некоторые провода из "родного" жгута разрезал и удлинил (все зависит от расположения компьютера и датчиков).
Датчик расхода топлива закрепил на кронштейне ГУРа. С ним никаких проблем не было.
При подключении датчика скорости (ДС) возникают две основные проблемы.
- ДС штатно должен устанавливаться на привод спидометра у коробки передач (в нашем случае - раздатки). Однако у нас здесь разные диаметры резьбовых соединений (М 18х1,5 и М 22х1,5). Можно изготовить специальный переходник, но я установил датчик скорости на спидометр. Резьбы здесь совпадают, а ДС соединяется как бы обратной стороной. На вырабатываемые им прямоугольные импульсы это не влияет.
- Не совпадает передаточное отношение приводов спидометра автомобилей. У ВАЗовских моделей (на которые и рассчитан компьютер) - это отношение равно 1000 оборотов вала на 1 километр пути. У НАШЕГО авто - 624 оборота на 1 км. Поэтому непосредственное подключение ДС к компьютеру приведет к заниженным показаниям скорости и пути.
Эту проблему можно решить электронным путем, установив между выходом ДС и соответствующим входом маршрутного компьютера преобразователь частоты с необходимым коэффициентом пересчета. Такая схема опубликована в журнале "Радио" № 2 за 2001 год, стр.40 (дополнение - № 5 за 2001г., стр.44). О том, как налаживал эту схему - отдельная история.
Схема вырабатывает импульсную последовательность с частотой в 8/5 раз больше, чем входная (для 10-ти импульсного датчика скорости). Для 6-ти импульсного датчика (который я установил) это соотношение согласно рекомендациям статьи должно быть 5/3, для чего необходимо немного изменить подключение микросхем DD1 и DD3. Собрал схему с рекомендованными изменениями. Включил - не работает. Определил, что нет импульсов на выходе микросхемы DD1. Ну понятно - неисправна микросхема (на входе - есть, на выходе - нет, ошибок в монтаже -нет). Заменил. Не работает. Ну, может, перегрел при пайке, бывает. Заменил. НЕ РАБОТАЕТ!!! Начал, наконец, думать головой. Оказалось, что если выполнить рекомендации, то импульсов на выходе DD1 (вывод 11) не должно быть принципиально, а коэффициент деления DD3 все равно будет 8 (вместо 5).
Путем консультаций и экспериментов получился такой работоспособный вариант изменений:
Есть проблема с обеспечением показаний уровня топлива.
Штатно вывод 8
компьютера подключается параллельно к цепи сигнала датчика уровня топлива (ДУТ)
автомобиля. Место подключения - разъем комбинации приборов автомобиля.
Индикацию обеспечивают и компьютер, и штатный стрелочный индикатор.
В
УАЗике индикатор и ДУТ имеют совсем другие характеристики и такое подключение не
работает.
Я установил ДУТ от Волги (582.3827-55л) удлинив штангу поплавка. (Жигулевские
датчики не подходят по крепежным отверстиям).
Схема подключения такая:
Уровень топлива показывает только компьютер, штатный индикатор уровня топлива
остается без работы. На его место я установил часы (от ВАЗ 2106).
Датчик внешней температуры (ДВТ) рекомендуется устанавливать внутри переднего
бампера. Я его поначалу пожалел - зачем купаться в воде/грязи - и установил под
бензобаком. Зря. Теплый воздушный поток от двигателя искажает показания в любой
точке ЗА двигателем. Поставил как и требуется.
Расстояние компьютер немного завышает.
На резине ЯИ-357 наматывает лишний километр на расстоянии примерно 40-45 км. На
502-й резине лишний километр выскакивает километров через 25-30. Штатный
спидометр безбожно врет уже через десяток километров. Показания скорости
спидометра и компьютера практически совпадают.
Датчик расхода топлива немного завышает показания - из бака на 39 литров он
расходует около 42.
Интересно, что в электронном руководстве Паспорт маршрутного компьютера описана возможность корректировки показаний расхода топлива, а в
бумажном - нет. (И самое досадное - недоступна на компьютере).
Расход на 100 км пути таким образом получается почти правильным. (У меня в последние поездки - 5 человек, шоссе, 70-80 км/час, муфты включены (зима) -14-14,5). Уровень топлива компьютер показывает с точностью до одного литра (за исключением последних 5 литров - цифра 5 стоит до кончины топлива) - это из-за того, что не совсем точно удлинил штанги поплавков ДУТ. Еще интересное наблюдение - в момент расходования последних капель бензина из бака показания датчика расхода растут с астрономической скоростью (думаю - из-за подсасывания воздуха). С другой стороны - резкое повышение расхода - верный признак переключаться на другой бак.
ЗАО Лимако поможет выбрать уровнемер для точного измерения вашего материала. Тенты на ЗИЛ