Вопросы и ответы по эксплуатации аккумуляторных батарей.


Обычный гарантийный срок на аккумуляторы – 12 месяцев, но на некоторые марки установлена гарантия 2 или даже 3 года. Означает ли это, что данные батареи лучше?

Гарантийным принято считать срок эксплуатации, в течение которого количество отказов не превышает 1% от количества эксплуатируемых батарей. В период гарантийного срока батарея с выявленным дефектом производственного характера должна быть заменена новой. Практика показывает, что при малоинтенсивной (5-8 тыс. км в год) эксплуатации производственные дефекты выявляются за 10-12 месяцев, а при нормальной – за 3-8 месяцев. Поэтому назначение гарантийного срока больше 12-15 месяцев не создает дополнительного риска для изготовителя. Установление гарантии свыше 1 года является скорее рекламным ходом производителя или продавца, тем более, что такой ход сопровождается ужесточением требований к условиям замены АКБ.

Может ли срок службы батареи превышать 8 лет?

Срок службы батареи заканчивается после исчерпания технического ресурса электродов (износ решеток), а это в значительной мере зависит от условий и режима эксплуатации автомобиля. Если в течение гарантийного срока батарея выходит из строя по причине разрушения электродов от воздействия условий работы, не соответствующих требованиям инструкции по эксплуатации, либо по причине нарушения правил обслуживания, то гарантийные обязательства на эти случаи не распространяются. При условии технической исправности электрооборудования автомобиля, при соблюдении норм обслуживания стартерных батарей, срок службы имеет значительно большую продолжительность по сравнению с гарантийным и может составлять 5-8 лет.

Почему потемнел электролит? Нужно ли его менять?

Потемнение электролита вызвано оплыванием активной массы – от аккумуляторных электродов отделяются мелкие кристаллики двуокиси свинца. Электролит в процессе эксплуатации не срабатывается, и менять его не только не нужно, а категорически запрещено, поскольку замена электролита ведет к нарушению химического баланса в АКБ.

Как поднять плотность электролита? Почему нельзя поднимать плотность в АКБ доливкой кислоты или электролита?

Сделать это можно путем зарядки батареи, и больше никак. Если долить кислоту или электролит, то повышение концентрации электролита резко увеличит скорость оплывания активной массы электродов. Например, увеличение плотности электролита на 0.2 г/куб.см снижает срок службы активной массы в 8-10 раз.

Почему после зарядки аккумулятор снова быстро разряжается? Плотность электролита низкая.

Налицо недозаряд аккумулятора. Показатель стопроцентной зарядки батареи – значение плотности электролита 1.28 г/ куб.см. Если у вас нет возможностей (приборов), чтобы контролировать этот показатель, в решении проблемы могут помочь в сервис-центре.

Аккумулятор быстро разряжается. Что делать?

Во всех случаях снижения работоспособности батареи необходимо проводить следующие мероприятия: - замерить плотность электролита в банках батареи (при наличии пробок); - проверить натяжение ремня привода генератора; - замерить величину зарядного напряжения генератора при включенной нагрузке. Измерение зарядного напряжения на полюсных выводах полностью заряженной батареи производится на частотах вращения коленвала двигателя 2000-2500 оборотов в минуту сначала без нагрузки, а потом с включенным дальним светом фар. Снижение величины напряжения при измерении с нагрузкой не должно быть более 0.15-0.25 В, а величина зарядного напряжения должна находиться в пределах 13.8-14.4 В; - При выключенных потребителях измерить величину тока «утечки» батареи, вызываемой неисправностью электропроводки. Сигнализация и часы на автомобиле суммарно могут потреблять около 30 мА. Если измеренная величина превышает эти значения, то необходимо устранить ее причину, так как в противном случае батарея может подвергнуться глубокому разряду при стоянке автомобиля.

Почему замерзают недавно купленные АКБ?

«Новизна» аккумулятора не играет здесь никакой роли. Если произошло замерзание электролита и образование льда внутри батареи, значит она была глубоко разряжена в процессе работы либо при хранении автомобиля. В процессе разрядки концентрация серной кислоты в составе электролита снижается; чем глубже разряд, тем ниже плотность. И если электролит со стандартной плотностью 1.28 г/куб.см замерзает при температуре –64 по Цельсию, то с плотностью 1.21 – при -34, а с плотностью 1.07 превращается в лед при -5.

От чего зависит заряженность батареи?

Настройка регулятора напряжения в первую очередь направлена на обеспечение работы штатных потребителей и заряда батареи в зимних условиях не менее, чем на 75% ее емкости. При этом учитываются рабочие характеристики генератора, передаточное отношение от двигателя к генератору, средняя продолжительность движения автомобиля в сутки, мощность и режим работы потребителей электроэнергии. Так что изменение любого из перечисленных факторов создает возможность изменения состояния заряженности батареи. В идеале от генератора на клеммы АКБ должно приходить напряжение 14.2 В (допустимый диапазон 13.8-14.6). Чем больше электронных «наворотов» в автомобиле, тем выше допустимое напряжение; например, для авто 1998-2003 года выпуска напряжение 14.4-14.6 – норма.

Каковы особенности эксплуатации аккумуляторов в такси?

Увеличение продолжительности движения автомобиля при стандартной настройке уровня зарядного напряжения приводит к перезаряду батареи, быстрому снижению уровня электролита (за счет выкипания), сокращению срока службы. Установка приемопередающей радиостанции, постоянно работающей в течение смены (в том числе и во время стоянок), приводит при тех же условиях к недозаряду батареи, снижению ее степени заряженности на длительное время, ускоренному оплыванию активного вещества с пластин и сокращению срока службы.

Как влияют неисправности электрооборудования автомобиля на состояние заряженности батареи?

Генератор. Обеспечивает питание потребителей электроэнергии и полный заряд батареи при исправном состоянии, достаточном времени работы двигателя и движения автомобиля. Износ щеток, коллектора, неисправность выпрямительного блока, ослабление креплений соединительных проводов, ослабление натяжения ремня привода генератора создают условия недозаряда либо полного разряда батареи. Регулятор напряжения. Обеспечивает заряд батареи при установленном изготовителем значении напряжения. Неисправность регулятора напряжения может создавать либо недозаряд батареи (вплоть до полного разряда), либо чрезмерный перезаряд (высокая температура и интенсивное «кипение» электролита), приводящее к ускоренному разрушению решеток положительных электродов вследствие электрохимической коррозии и электролитическому разложению воды из электролита. Стартер. Потребляет электроэнергию батареи для прокручивания вала двигателя при пуске. При наличии неисправности – пуск может не осуществиться, стартер не включается. При замыкании в пусковом реле (силовых контактах) может быть ток утечки, способствующий разряду батареи (до отказа). Провода, промежуточные реле, соединяющие источники тока и потребители электроэнергии. Обеспечивают функционирование изделий и подзарядку батареи в заданных режимах. Повреждение изоляции проводов, ослабление точек крепления, окисление в местах присоединения – могут создавать аварийные ситуации (возгорание), снижать состояние заряженности батареи до полного разряда. Повреждение «массового» провода может привести к отказу пуска двигателя при исправных батарее и стартере. Предохранители. Обеспечивают питание потребителей электроэнергии в заданном режиме. Неисправности, окисленность в местах контакта нарушают режим работы включенных изделий. Повышенная окисленность предохранителя в цепи заряда батареи приводит к снижению ее заряженности (периодическое загораниен сигнальной лампы на щитке приборов). Выключатель зажигания. Обеспечивает работу потребителей электроэнергии. При износе контактной группы возможна самопроизвольная остановка двигателя, отказы в пуске двигателя, повышенный саморазряд батарей.