Бездорожный просвет УАЗ
Военные знают множество вещей, над которыми гражданские даже не задумываются. Например, что должно лежать в тумбочке у солдата, каков размер портянок и, конечно, как должен быть устроен командирский автомобиль. Именно им мы обязаны тем, что УАЗ-469 получил довольно редкое в своем классе решение – мосты с колесными редукторами.
Сегодня УАЗы с редукторными или, как часто говорят, "военными" мостами доступны всем желающим. Стоит это удовольствие в среднем "лишние" 5 тыс. руб. Теоретически все основные "за" и "против" уже были изложены в журнале (ЗР, 1999, № 10), но мы решили поверить теорию собственным опытом, вооружившись измерительными приборами и буксирными тросами.
Семь раз померь, один раз поверь
Перед нами парочка вполне мирных, если судить по цвету краски "белая ночь", автомобилей УАЗ-31514-012 и УАЗ-31514-032. Последний, который с редукторными мостами, выше сородича на 55 мм. Подопытные машины в самой простой комплектации: никакой внешней навески, без гидроусилителей руля, новых двигателей и синхронизаторов на первой и второй передачах. Всех удобств – металлическая крыша да улучшенные сиденья. Впрочем, речь сегодня не о том. Для начала загрузим машины в соответствии с инструкцией, проверим давление в шинах и измерим дорожный просвет. Справедливости ради отметим, что разница у автомобилей с "колхозными" и "военными" мостами оказалась немного меньше, чем в документации. Впрочем, редукторные мосты должны быть в комплекте с "зубастыми" покрышками Я-192, а у нас на обеих машинах не столь "злобные" Я-245-1, которые по наружному диаметру на 14 мм меньше. Получается, от 80 мм заявленного преимущества редукторных мостов реально осталось 65–70 мм. Чуть больше спичечного коробка! Казалось бы, из-за чего огород городить? Но не будем спешить.
По дороге разочарований
Субъективные впечатления вкратце таковы: УАЗ с "военными" мостами едет веселее, но хуже держит дорогу и тормозит. Приборы это подтвердили, что лишний раз порадовало: хоть сейчас никакой метафизики. То, что машина с редукторными мостами резвее, объясняется повышенным передаточным числом (5,38 против 4,63). А потому не слишком мощный, зато тяговитый мотор позволяет на прямой передаче ехать уже с 30 км/ч, в то время как УАЗ с обычными мостами тянет только с 40. Максимальная скорость автомобилей, как ни странно, почти одинакова – немногим за 100 км/ч. Посредственная управляемость тоже вполне понятна: с колесными редукторами положительное плечо обкатки больше. Это же вызывает склонность к рысканью при торможении – руль надо держать крепко.
Там, где пехота не пройдет
На хорошей дороге УАЗ вызывает мало положительных эмоций, однако чем хуже покрытие, тем больше уважения к этой машине. Когда впереди замаячили глубокие колеи, настало время размяться включением ступиц. Первый этап не выявил явного лидера. Обе машины легко преодолели участок, способный вызвать неподдельный ужас у владельцев легковых машин, и замерли перед огромной лужей. Вправо-влево не свернуть, кругом лес. Глубоко? Да, где по колено, а где и по… глубже. Там, в мутной воде – колеи и внушительный гребень, оставленные трактором. Но и это препятствие оказалось по зубам обоим УАЗам. Разве что "военный" редукторный ехал поувереннее да подножек почти не замочил. Дальше пошли иные приключения: песчаные и глинистые колеи, подъемы, канавы, но и тут гораздо большую роль играли умение и опыт водителей, нежели различия машин.
Но то были цветочки. В низине, на краю поля, мы наконец-то нашли, что
искали – разъезженную тракторами грунтовую дорогу. Однако даже здесь, ревя мотором и отчаянно вращая колесами, "колхозник" выбрался-таки на твердое
место. "Военный" на это препятствие реагировал и вовсе спокойно: проехали почти без пробуксовки. Вот вам и разница в спичечный коробок! И все же,
чтобы окончательно определить, "кто есть ху", автомобили надо "посадить". Где сажать? Конечно, в поле. Благо, совсем недалеко. Но сначала оценим,
достойно ли препятствие.
Из двух пеших разведчиков вернулся один, который полегче. Второго, погрузнее, глина взяла в плен, и для спасения
его обувки остальным пришлось поработать лопатой. Разгорелась дискуссия: если "посадим", чем тащить будем? На счастье, подвернулся трактор МТЗ с
длинным тросом.
Можно начинать. Ставки принимаются! Дальше 20 метров никто не уедет… Итак, "колхозник" и "военный" – кто кого? Первый пошел!
Вот те раз! Уже лежит на брюхе, а все еще ползет! Сдает назад, опять ползет… Неужели..? Нет! Все, приплыли. Хорошо хоть двери можно открыть.
Кто там сегодня в "спасателях"? Вылезай цеплять трос, посмотрим на второго!
Пока трактор вытаскивает "посеянного под № 1" на твердую
почву, замерим результат: пройден 61 метр. Результат куда оптимистичней прогнозов.
Теперь очередь "военного": десять метров, двадцать,
шестьдесят, восемьдесят… Все? Нет, еще ползет. Кажется, проедет – еще полсотни метров, а там уже проще… Болельщики ликуют: участник под номером
2 обходится без помощи трактора. Убедительная победа редукторных мостов!
Когда дела идут в гору
Это хорошо. Если, конечно, речь не о преферансе. Наши "военный" и
"колхозник" в гору не идут – едут. Для начала – подъем 10%, четвертая передача, скорость входа 80 км/ч. "Колхозник" едва взобрался, "военный"
лишь сбавил до 65 км/ч. То же со скорости 70 км/ч. Тут у УАЗа с обычными мостами шансы только на третьей.
Напоследок "военный" исполнил почти
цирковой трюк: элементарно взял подъем 50% без разгона и без включения пониженной передачи! "Колхознику" лучше так даже не пробовать: сползать с
середины уклона в 50% рискованно – на мокром бетоне шины едва держат. Тут все просто – включай пониженную и вперед.
Куда течет бензин?
Бывает, что через плохо завернутую сливную пробку прямо на землю. Но обычно все-таки в карбюратор. Как там у нас с расходами? Знаем, что "хорошо", а поточнее?
"Короткая" пара в редукторных местах плюс "лишние" шестерни и подшипники – на шоссе придется накинуть в среднем литр-полтора, хотя, например, при 60 км/ч разницы почти никакой, а при 40 на прямой передаче машина с "военными" мостами даже экономичнее.
Моральное удовлетворение
Зачем покупают УАЗы? Уж точно не для того, чтобы раскатывать по столичным улицам. Все достоинства этих машин проявляются там, где
кончаются дороги. Вот здесь даже минимальное преимущество в проходимости может оказаться решающим. Проехать или орудовать домкратом и лопатой –
выбор здесь очевиден. Самое главное достоинство автомобиля с редукторными мостами – способность уверенно двигаться по колее, проложенной тяжелыми
грузовиками: увеличенный дорожный просвет это позволяет.
Редко кто, кроме сумасшедших джиперов, займется серьезной переделкой УАЗа ради повышения проходимости, хотя простота конструкции позволяет делать с ним
что душе угодно. Если речь идет об эксплуатации "околосерийной" машины, конструкция редукторных мостов требует больше внимания (чего стоит
проверить уровень масла в шести картерах зубчатых передач вместо двух), но при должном уходе и отсутствии заводского брака они проживут не меньше, а
то и больше простых. Свернуть полуось или ШРУС в "военных" мостах практически невозможно, но уж если это случится, починить будет куда
труднее.
Учитывая специфику эксплуатации УАЗов, мосты с колесными редукторами окажутся ценным подспорьем не только для военных.
Технические характеристики | ||
Параметр | УАЗ-31514-032 | УАЗ-31514-012 |
Дорожный просвет, мм: под редуктором переднего моста под редуктором заднего моста под самым низким агрегатом в базе под порогом кузова под элементами подвески (100 мм от внутренней плоскости колеса) |
300 290 325 395 315/310 |
230 226 290 350 280/280 |
Высота пола (внутри), мм | 640 | 600 |
Угол въезда, град | 56 | 55 |
Угол съезда, град | 41 | 40 |
Угол рампы, град | 50 | 48 |