Устройство ходовой автомобиля УАЗ 31514, УАЗ Хантер
Как-то, в самом начале своего знакомства с УАЗ 31514, приехав на автозавод, пожаловался на мелкую вибрацию, возникающую на определенных скоростях. "Эдак и кардан потерять можно!" - ответили мне, показав, что болты, соединяющие вал с задним мостом, завинчиваются от руки. Сам я до того момента в этот узел не лазил. Что же, значит, с рождения там было не затянуто? Нет, ответили мне, дело не в халатности сборщика. Это соединение нуждается в периодическом контроле. Ну что ж, эстакада в нашем гараже есть, работа, что называется, "не в лом", будем контролировать.
Когда машине УАЗ 31514 стукнуло два с половиной года (летом 1996-го), случился такой казус - вдруг снизу раздался страшный грохот. Поначалу показалось, что развалилась "корзина" сцепления. Благо, произошло это перед воротами гаража. Оказалось, из блока цилиндров выпал центрирующий палец - он служит направляющей при монтаже картера сцепления. Шуму он наделал много, а вреда, к счастью, никакого, кроме небольших забоин на маховике. Ну, выпал и выпал. Деталь-то скорее технологическая, в эксплуатации особой роли не играющая. (Эх, ведь поется: "Кабы знала я, кабы ведала :"). В последний день недавней командировки в Ижевск стартер уже с утра стал издавать какие-то подозрительные звуки. К вечеру я искал для остановок пригорки, чтобы запускаться "с ходу". Возвращение пришлось отложить.
Что касается самого стартера, то разрушение силуминовой детали, объединяющей статор и втягивающее реле (произошло это на 67-й тысяче пробега), при всей его редкости, вполне объяснимо: в отливке, возможно, были раковины или микротрещины, разросшиеся под воздействием нагрузок при пуске двигателя. В субботний летний день вояж по автохозяйствам ничего не дал, так что пришлось покупать стартер целиком.
Крышка привода стартера обломилась, не выдержав вибраций. Но экскурс в подкапотные недра привел и к открытиям поистине удручающим. Несколько болтов, которые крепят картер сцепления к блоку цилиндров, оказались ослаблены. Остальные: уже отсутствовали. Ослаб и наполовину вылез из гнезда второй направляющий палец. В выходные куда податься за запчастями? Конечно, на рынок, благо, есть они нынче в каждом городе; Ижевск - не исключение. Уступая в цивилизованности казанским (об одном из них мы писали), ижевский разместился за городом. Никакой тут специальной площадки, никаких прилавков. Что уж говорить о контрольно-кассовых аппаратах! В общем, самая обыкновенная, слегка организованная толкучка, разместившаяся у поворота на знаменитое здесь биатлонное стрельбище. Работает она исключительно по субботам. Ладно, хоть в этом повезло. Нужные мне агрегаты предлагались теми продавцами, кто специализируется на ГАЗах и УАЗах. Предложение обильным не назовешь, зато разброс цен - от 250 до 500 тысяч рублей! Гарантии на подобных базарах, сами понимаете, весьма сомнительны. Но купленный мной стартер пока - тьфу-тьфу-тьфу! - работает. Заменив стартер и затянув все, поддающееся затяжке, решил заняться анализом.
УАЗ - машина, известная вибрациями и шумностью. Источников тут много. Например, силовой агрегат - двигатель в сборе со сцеплением, коробкой передач и раздаткой - крепится к раме пусть и через резиновые подушки, но жестко, в четырех точках. Характерная для полноприводника сложная трансмиссия изобилует валами и шестернями. Ее бесшумность и "нетряскость" во многом определяется культурой производства. Изношенное оборудование - это отклонения в размерах и отсюда - вибрации.
Последние ослабляют резьбовые соединения: из-за этого агрегаты смещаются один относительно другого - вибрации еще увеличиваются. Эта "спираль" закручивается вплоть до разрушения. Вернемся на минуту к тому же стартеру. Крепится он к картеру сцепления. Если картер "отвязался" от блока, то зацепление шестерни стартера с зубчатым венцом маховика нарушится, что приведет к интенсивному износу этой пары. А как в этой ситуации "работается" первичному валу коробки, думаю, догадываетесь.
Нехитрые эти выводы были полностью подтверждены на "консилиуме" с коллегами по марке. Грубый жесткий автомобиль отлично преодолевает бездорожье, но, оказывается, имеет слабые места. Правда, о необходимости периодических манипуляций пресс-масленкой известно из инструкции, а вот о постоянном и тщательном контроле всех резьбовых соединений читать не приходилось. Из опыта юных лет я знаю, что после каждого допа ралли на "Жигулях" надо было "протягивать" колесные болты. Но это - гоночные нагрузки. В обычной жизни такая потребность возникает куда реже. Правда, штатные "жигулевские" вибрации несравнимы с уазовскими. Впрочем, надо признать и то, что наш УАЗ эксплуатируется далеко не в самых трудных условиях. Бездорожье и малые скорости он видит гораздо реже, чем командировочные рейды в Нижний Новгород, Ижевск или Ульяновск. А это - асфальтовые дороги и скорость около 100 км/ч. В таком режиме вибрация становится мелкой дрожью - не всякая "шайба Гровера" удержит от развинчивания. Так что теперь в перечне работ "послеполетного обслуживания" первую строку занимает "протяжка-один".
Если говорить об автомобильной экономике, то УАЗ - машина дешевая. Сервис как таковой для данной марки отсутствует. Соответственно, и затраты на него. Это - если собственный труд продавать самому себе за бесценок. То есть в периодических упражнениях с гаечными ключами и отвертками, как вы, надеюсь, поняли, машина нуждается, но платить за них чаще всего некому. Впрочем, сегодня можно найти и частного мастера. Но я таких не искал и расценок не знаю.
Зато поделюсь вот каким наблюдением. В Татарстане, кичащемся своим нефтяным статусом, - самые высокие цены на бензин. Нынешним летом пришлось помотаться по командировкам, так что свидетельствую ответственно: в Ульяновской и Саратовской областях, в Удмуртии А-76 минимум на 200 рублей за литр дешевле, чем в Татарии.