уаз сервис

О недостатках и достоинствах различных моделей внедорожников.


    Цель этого раздела, помочь читателю разобраться в конструктивных особенностях внедорожников. А так же рассказать о недостатках и преимуществах различных моделей, опираясь на опыт их эксплуатации в условиях экстремального бездорожья.
    Можно выделить следующие факторы, воздействующие на автомобиль, передвигающийся по бездорожью.

  1. Грунты не выдерживающие вес автомобиля или имеющие низкое сцепление с колесами (болото, грязь, снег, глина, лед, песок ).
  2. Рельеф почвы (ямы, камни, колеи, сильные продольные и боковые уклоны).
  3. Вода (броды, большие лужи).
  4. Различные непредвиденные торчащие предметы, (ветки, бревна и пр.).
  5. Вибрации, удары и высокие нагрузки.

Учитывая это, к внедорожному автомобилю предъявляются следующие требования:

Так же, важна для внедорожника простота конструкции. Это облегчает ремонты и повышает надежность.
Рассмотрим как отвечают этим требованиям различные конструктивные решения, применяемые на внедорожниках.

Подвеска.

    Существуют два основных вида подвески колес: Независимая и зависимая.

подвеска автомобиля    Независимая подвеска представляет собой сложную систему рычагов. Одним концом рычаги, посредством резино-металлических шарниров, крепятся к раме или кузову. На другом конце при помощи шаровых опор крепятся колесные ступицы. Главная передача жестко крепится к раме при помощи специальной балки. Привод на колеса осуществляется через полуоси со шрусами. В качестве пружинящих элементов применяются торсионы или пружины.
    Подвеска зависимого типа, представляет собой жесткую балку, по краям которой находятся колесные ступицы. Внутри балки (в специальном утолщении) находится главная передача. Привод на колеса осуществляется через полуоси, которые так же, находятся внутри балки. В случае, если колеса поворотные, внутри балки находятся шрусы и подшипники шкворней. В качестве пружинящих элементов применяются рессоры или пружины.

Независимая подвеска имеет ряд преимуществ при скоростной езде.

    Все это обеспечивает лучший контакт колеса с дорогой, лучшую управляемость и более мягкий ход. Но на этом преимущества заканчиваются. Недостатки независимой подвески на бездорожье, гораздо существеннее:

    Из этого следует, что зависимая подвеска имеет неоспоримые преимущества по надежности, прочности и ресурсу, а независимая имеет лучшие скоростные параметры, но имеет более сложную конструкцию и незащищена..
    Если автомобиль проектируется для применения в основном на бездорожье, он, как правило, имеет зависимую подвеску. Автомобиль, предназначенный для езды в по дорогам, имеет полностью независимую или независимую переднюю, зависимую заднюю подвески.
Что касается пружинящих элементов то трудно сказать что лучше пружины или рессоры. Пружинные подвески обладают, более длинным ходом, большей мягкостью. Рессорные подвески обладают большей грузоподъемностью. Но при поломке рессоры существует опасность что мост уйдет со своего места. В лучшем случае вы отделаетесь сломанной крестовиной кардана и оборванными тормозными шлангами. Торсионы обычно используют если не хватает места для пружин.

Двигатель

    Основное требование к двигателю внедорожника - он должен надежно работать в воде.
    Наличие высоковольтных свечей, и соответственно, остального высоковольтного оборудования в бензиновом двигателе, делает его совершенно не надежным в условиях бездорожья. Так же не надежны, и чаще всего выходят из строя при попадании в воду, электронные системы управления двигателем.
    Дизельному двигателю электричество почти не нужно. В большинстве внедорожников для работы двигателя достаточно лишь наличие напряжения на топливном клапане. Некоторые двигатели вообще не нуждаются в электричестве, они имеют механическое управление топливным клапаном. Дизельные двигатели обладают большим крутящим моментом на низких оборотах. Кроме того, солярка дешевле бензина и расход ее ниже.
    Двигатель внедорожника не должен быть сложным. Так как на бездорожье гораздо больше вероятность выхода двигателя из строя, важно во сколько обойдется его ремонт. Понятно что отремонтировать четырехцилиндровый двигатель проще и дешевле чем восьми. Нежелательными являются гидротолкатели клапанов, уравновешивающие валы, многоклапанные двигатели и т.п.
    Конечно приятно когда на двигателе применены высоко ресурсные конструкции, например привод распредвала при помощи шестерен. Нежелательно если привод распредвала осуществляется при помощи резинового зубчатого ремня. Как правило такой механизм не закрыт как следует, от внешней среды. Вода и грязь отрицательно воздействуют на резиновый ремень и подшипники роликов натяжителей. Да и собственный ресурс такой системы не велик, а последствия разрыва ремня почти всегда очень печальны. Мало того, что двигатель теряет работоспособность, и вы рискуете застрять далеко от людей и дорог. Поршни могут ударить по клапанам, что потребует дорогостоящего ремонта. Шестерни или цепь надежно закрыты от грязи, а кроме того они не откажут внезапно, вначале появится сильный шум.
    Наличие турбины является спорным моментом. Она уменьшает ресурс двигателя и сама является довольно капризным устройством, но позволяет при той же мощности значительно уменьшить объем, а значит и вес двигателя. Это немаловажно в условиях бездорожья.
    Двигатель внедорожника не должен быть слишком мощным. Разумеется его должно хватать для нормальной езды по дорогам. Но на бездорожье, способность автомобиля двигаться ограничивается не мощностью двигателя, а сцеплением колес с покрытием. Излишняя мощность будет снижать проходимость, так как более мощный двигатель будет иметь больший вес.

Трансмиссия

    Основное отличие внедорожника от обычного автомобиля  - возможность привода на все колеса.
    Полный привод может быть постоянный или отключаемый.
    Большинство внедорожников снабжены отключаемым приводом передних колес. Действительно, при движении по хорошей дороге нет необходимости в полном приводе. Для отключения переднего кардана от раздаточной коробки достаточно повернуть рычаг или нажать кнопку. Но в таком случае колеса остаются в зацеплении с полуосями, редуктором и карданом и при движении вращают все эти детали. Это оказывает сопротивление движению и повышает расход топлива.

Ручные муфты
Ручные муфты

Автоматические муфты
Автоматические муфты

Для отсоединения колес от полуосей предусмотрены колесные муфты. Они могут включатся автоматически и вручную. Автоматические колесные муфты имеют центробежный принцип действия. Они включаются, когда полуось двигается быстрее колеса. Для включения достаточно подключить передний кардан раздаткой и тронуться. Для отключения - отключить передний кардан и проехать один метр задним ходом. Однако, автоматические муфты имеют несколько существенных недостатков: Они менее надежны чем ручные, их включение сопровождается ударом, что разбивает трансмиссию и снижает проходимость, они запаздывают с подключением колес при движении враскачку, что существенно снижает шансы на успех.
    Для включения ручных муфт необходимо выходить из машины, но это не является большим недостатком, так как отключать муфты можно только перед дальними переездами, а остальное время только отключать кардан раздаточной коробкой. Это и никак не отразится на трансмиссии.
    За небольшим исключением, автомобили с отключаемым передним приводом не имеют межосевого дифференциала, поэтому нельзя двигаться с полным приводом по асфальту и другим покрытиям, обеспечивающим хорошее сцепление колес с дорогой. Это приведет к выходу трансмиссии из строя.
    Автомобиль, снабженный межосевым дифференциалом, как правило не имеет возможности отключения одного из мостов. Это называется постоянный полный привод (Full Time WD). Он безопаснее на дороге, но менее экономичен и сложнее по конструкции. Однако возможность двигаться с полным приводом по любому покрытию очень полезна зимой, когда участки заснеженной дороги чередуются с чистым асфальтом. В таких случаях владельцам джипов не имеющих межосевого дифференциала приходится в ущерб безопасности двигаться на заднем приводе. Однако, наличие дифференциала снижает проходимость автомобиля. Дифференциал устроен так, что он передает усилие туда где меньше сопротивление. Достаточно забуксовать одному колесу и перестанут вращаться все остальные. Наличие межосевого дифференциала требует устройства для его блокировки, что конечно, усложняет и удорожает конструкцию. На дешевых машинах в качестве межосевого дифференциала применяются вискомуфты, блокировка отсутствует.
    Трансмиссия внедорожного автомобиля должна иметь возможность передавать на колеса большой крутящий момент. Обычно это решается при помощи понижающей передачи в раздаточной коробке. Для работы на понижающей передаче детали трансмиссии (карданы, редукторы, полуоси) должны иметь большой запас прочности. "Паркетник" может не иметь понижающей передачи и соответственно, иметь более слабую трансмиссию, что позволяет уменьшить стоимость и вес. Но даже глубокий снег окажется для такого автомобиля непреодолимым препятствием.
    Коробка переключения передач предпочтительнее механическая с ручным управлением. Она надежнее, легче и, самое главное, позволяет регулировать усилие на колесах при помощи сцепления. Это дает гораздо больше возможностей при управлении автомобилем. Автоматической коробкой невозможно "раскачать" застрявший автомобиль, а этот способ является очень полезным.
Блокировки межколесных дифференциалов безусловно повышают проходимость автомобиля. Однако во многих, очень неплохих, внедорожниках жесткие межколесные блокировки отсутствуют. Почему?
    Кроме очевидных преимуществ они имеют массу недостатков. При заблокированных дифференциалах резко повышаются нагрузки на трансмиссию, ухудшается управляемость автомобиля. Включенная блокировка на асфальте, может привести к поломке трансмиссии или заносу автомобиля. Более жесткая блокировка требует более профессионального использования. Не многие владельцы внедорожников знают что, даже на мягком грунте, не рекомендуется пользоваться блокировкой переднего моста при повернутых колесах. Польза блокировок не так велика, как об этом принято говорить. Если автомобиль не проваливается в грунт, и не задевает мостами и днищем за препятствия он будет великолепно двигаться и без всяких блокировок. Но если он упрется мостом в пень, или провалится по оси в болото, блокировки лишь помогут выкопать под каждым колесом ямы в грунте. Блокировки хорошо помогают при диагональном вывешивании и на скользких грунтах.
    Мы еще вернемся к более подробному рассмотрению различных конструкций блокировок в разделе "строительство" внедорожника.

Кузов и рама.

   Разумеется, настоящий внедорожник должен иметь прочный кузов, укрепленный на мощной раме. Если прочности конструкции не достаточно, на бездорожье могут возникнуть различные неприятности. Обычно такое случается с "паркетными" внедорожниками. Например, на Опель "Monterey" при перекосах кузова может выпасть лобовое стекло. "Нива", нормально работающая в болотах, не выдерживает нагрузок при езде по каменистой местности. Ее кузов разваливается по швам. Мицубиси "Pajero", крепкая машина, но известен случай образования складки на крыше длиннобазной машины, при совершении прыжка. Однако совсем не значит что отсутствие рамы говорит о том что автомобиль - паркетник. Несущий кузов это более оптимально распределенный материал, и совсем не значит что такая конструкция обязательно должна быть слабее рамной. Просто она намного сложнее в расчетах. Поэтому все старые внедорожники имеют раму. Однако существуют некоторые модели очень серьезных вездеходов, имеющих несущий кузов. Уж точно, не следует обращать внимание на наличие рамы если вы покупаете джип для езды по асфальту.
    Очень важна оптимальная геометрия кузова. Дорожному автомобилю лучше иметь длинную базу. Такой автомобиль меньше "козлит" и гораздо управляемее при заносе. Ведорожный автомобиль не должен иметь длинные свесы и чересчур длинную базу, иначе они сделают невозможным движение по рельефной местности.

Теперь рассмотрим наиболее популярные модели внедорожников, уделяя внимание всему, написанному выше.

По конструкции подвесок внедорожники можно разделить на три категории:

  1. Все колеса имеют независимую подвеску.

Обычно эти автомобили имеют постоянный полный привод. Уменьшеный дорожный просвет, (для повышения устойчивости на дорогах). Возможно отсутствие рамы и понижающей передачи.
Многие автомобили этой категории великолепны при езде по дорогам, но все они абсолютно не пригодны для тяжелого бездорожья, поэтому мы не будем рассматривать их подробно. Скажу лишь, что если ваше бездорожье ограничивается выбоинами на асфальте, дорогой на дачу или к озеру, прочности и проходимости любого автомобиля категории 3 будет достаточно.

Mercedes M
Lexsus RX
Toyota Rav 4
BMW
Honda CRV
Land Rover "Freelander"
Subaru "Forester".

  1. Независимая передняя, зависимая задняя подвески (SUV спортивно-утилитарные автомобили.):

Mitsubishi Pajero.
  
  Один из немногих автомобилей, сочетающих прелести автомобиля с постоянным полным приводом и экономичность автомобиля с отключаемым передним мостом. Его трансмиссия Super Select 4WD (с 1988г.) имеет межосевой дифференциал, но вместе с тем оставлена возможность отключения передних колес. Зимой вы можете двигаться по асфальту на полном приводе, но летом, если дорога сухая и дополнительная безопасность не нужна, можно переключиться в экономичный режим. Относительно прочная подвеска прощает вольности на бездорожье. Мощные двигатели и хорошая управляемость делают езду по асфальту приятной. Все это, плюс японское качество, по праву делают этот автомобиль лидером в своем классе. К стати эта машина имеет блокируемый задний дифференциал.

Toyota 4runner. Nissan Terrano I, II (Ford Maverik).

    Очень неплохие автомобили, конструкция подвески схожа с Pajero.


Toyota J9 "Prado", Land Cruiser 100
     Новая серия тоётовских дорожных джипов. Про них пока мало известно, но учитывая опыт Toyota в производстве внедорожников можно предположить что они одни из лучших.

Isuzu Trooper ,Opel Frontera, Opel Monterey.
    Все они являются творением компании Isuzu. В принципе не плохие автомобили, но учитывая что эксплуатируются они в основном на асфальте Trooper и Frontera не мешало бы иметь более мощные двигатели.

    В эту группу попали почти все американские машины: Не смотря на обилие марок различий не много. В основном, это одни и те же машины с различной отделкой.
Chevrolet "Blaiser"(GMC "Gimmy") , "Tahoe"(GMC Ykon), "Suburban".
(Suburban из - за своей непомерной длины, может проявить внедорожные качества разве что в городе, во время снегопада. На более серьезное бездорожье на нем лучше не соваться. )

Ford Explorer.
Этот автомобиль имеет весьма странную, ни на что не похожую, переднюю подвеску.

"Нива"
Имеет неплохую проходимость за счет небольшой массы, правда отсутствие рамы делает ее права в этом классе довольно шаткими. К стати, имеет постоянный полный привод.

 

  1. Зависимая передняя и задняя подвески:

Toyota Land Cruiser серии 4,5,6,7,8 и 105 (серия 9 "Prado" и серия 100 имеют независимую переднюю подвеску.)
Все старые модели Land Rover, а так же "RangeRover", "Discovery", "Defender".
Nissan Patrol.
Mercedes G.
Suzuki "samurai"
Chevrolet Blaiser K-5
Douge Ram.
Chrysler Jeep "Cherockee", "Grand Cherockee", "Wrangler".
Asia Rocsta.
УАЗ, ГАЗ69.

На этой категории автомобилей мы остановимся более подробно.

Toyota Land Cruiser J4, J5, J6, J7, J8.
   Вся старая линейка Land Cruiser пользуется заслуженной любовью джиперов. Хорошие моторы, очень прочная трансмиссия, качественная сборка сделала некоторые из этих машин лучшими в классе "внедорожники для бездорожья".
    Land Cruiser можно условно разделить на рабочие (военные) (J4, J7) и гражданские (J6, J8, J5) машины. Гражданские серии отличаются от военных наличием только длиннобазных моделей и более дорогой отделкой. По прочности агрегатов и подвески автомобили они не уступают военным. ( Бывают небольшие исключения. Например в Land Cruiser J80 с отключаемым передним приводом с 91 года устанавливается 8" шестерня в главной передаче переднего моста. Вместо обычной 9,5").
    Представляет интерес маркировка машин. Буква перед J обозначает тип двигателя B, L, K, H. Цифра после номера серии модификацию кузова (для J4, J7). 0;2 - Короткая база. 3 - Средняя база. 5;9 - Длинная база.
    Для джиперов идеальны машины с короткой и средней базой. Среднебазный вариант длиннее на 30см, что позволяет взять больше груза и придает немного комфорта на дороге, на бездорожье лишние 30см практически не обременяют. Длиннобазные модели после лифтовки на 8-10 см тоже очень неплохи.
    В раздаточной коробке всех LandCruiser имеется люк для установки коробки отбора мощности. Что позволяет оборудовать машину механической лебедкой. Надо сказать что автомобили серии J4 комплектовались лебедками довольно часто и сейчас существует возможность подобрать механическую лебедку с отслужившей J4.
    Все Land Cruiser, кроме J80 и LJ7, KJ7 имеют рессорную подвеску и 9,5" шестерни главной передачи. Диаметр полуоси одинаков у всех LandCruiser и равен 33мм.
   J4 Выпускалась до 1984 года. В основном с очень надежным, 4-х цилиндровым 3,4Л дазелем 3B. Часто комплектовалась механической лебедкой. Многие из сорокушек еще в строю. Их часто можно встретить на джиперских состязаниях.
   J5 Про эту машину известно не много. Судя по всему это был мебелированный вариант J45.
    J60,J61,J62 Друг от друга отличаются фарами и отделкой. Выпускалались до 90 года. В основном с 6-и цилиндровым 4-хлитровым дизельным мотором 2H После SpringOver из них получаются замечательные монстры.
    J7 Об этих машинах нужно рассказать особо, так как они являются единственными "джипами без всяких оговорок" выпускаемыми на сегодняшний день. Да! Серия J7 сменила серию J4 в 1985 году, и до сих пор вы можете приобрести с конвейера настоящий короткобазный внедорожник стоимостью около $30000. Под заказ возможна установка любых блокировок. Машины J75 поставляются в качестве "санитарок" Международному Красному Кресту. Их активно используют в Африке, Австралии и других странах где джип не роскошь а средство передвижения. Эти машины комплектуются различными двигателями (в последнее время 6-и цилиндровый дизель 4,2Л). С 1985 по 1996 Toyota выпускала Light Duty варианты J70 и J73 модели. Они оснащались по ~1992 год двигателями 2L-T(4-х цилиндровый турбо дизель, 2,4Л/86ЛС), затем двигателями 1KZ-T(4-х цилиндровый турбо дизель, 3Л/125ЛС). Эти машины имели пружинную подвеску и облегченную трансмиссию (8" шестерни главной передачи и пр.). На сколько известно на них устанавливались только двигатели L и K. Видимо, остальные двигатели слишком тяжелы для пружинной подвески. Маленькая шестерня главной передачи позволила увеличить дорожный просвет. Легкие двигатели, пластиковая крыша помогли уменьшить вес машины. Все это положительно сказывается на проходимости. В Австралии эти машины называют Bundera, что значит горная кенгуру. В Европе из седьмой серии Toyota распространены именно эти машины. Конечно даже автомобили Toyota имеют свои проблемы. Недостатком является маломощный двигатель 2L-T. Машина вялая при езде в городе, и немного не хватает мощности при езде по бездорожью на 35" колесах. На старых машинах часто встречаются текущие сальники передних полуосей. При этом масло подтекает из под поворотных кулаков. В виду того что большая часть этих машин используется по своему прямому назначению - езде по бездорожью, трудно отыскать хорошо сохранившийся экземпляр 8-10 летнего возраста.
    У всех описанных выше машин передний привод является отключаемым, межосевой дифференциал отсутствует. Муфты включения передних колес только ручные или же, вовсе заменены жесткими, постоянно включенными, фланцами.
    J80 Выпускалась до 1999 года . Являлась логическим продолжением линии J60. Подвеска пружинная, выпускалась версия с постоянным полным приводом. Предлагались опции в виде автоматической коробки, жестких блокировок межколесных дифференциалов., а так же электропакеты, климат контроли и пр.
    J105 Многие джиперы впали в траур после прекращения выпуска J80. Пришедшая ей на смену J100 имела независимую переднюю подвеску. Но любители скоростных тракторов волновались напрасно. Специально для них выпускается модификация J105 с атмосферным дизельным двигателем и "классической" зависимой подвеской. Правда машину разнесло в ширину и в длину, теперь она пожалуй ближе к грузовикам чем к джипам. Но посмотрим. Время джиповать на J100 еще впереди.
    Автомобили Land Cruiser пользуются любовью джиперов во всем мире. Причина в том, что Toyota разрабатыва и выпускала внедорожники не для удовлетворения амбиций богатых покупателей, как это в основном делали другие фирмы. Внедорожники Toyota разрабатывались и выпускались для реального бездорожья. Продуманная конструкция, исключительно прочная трансмиссия, высочайшее качество, огромный запас прочности обеспечивают безотказность этих машин в экстремальных условиях.
    Если вы хотите получить дополнительную информацию о Toyota Land Cruiser, поищите в линках нашего сайта.

Land Rover
    Живая легенда… Однако, как и во многих легендах, в том что рассказывают о LandRover есть лишь немного правды.
Сами Англичане говорят про английские машины так - если утром асфальт под вашей машиной чистый, значит в машине нет масла. Проблемы с качеством всегда были спутником фирмы LandRover. Пресловутая Английская "ручная сборка" является ни чем иным, как громадным отставанием в организации производства. Однако фирме LandRover принадлежит множество изобретений и разработок в области внедорожников и неблагодарно недооценивать ее роль в развитии Off-road движения. Эта фирма до последних лет ее самостоятельного существования поддерживала и рекламировала крупнейшее в мире Off-road мероприятие Camel Trophy...
    Кузова на всех LandRover алюминиевые, клепанные. Это позволяет облегчить вес. Однако, как ни странно алюминий тоже гниет, поэтому надеяться что кузов будет жить "вечно" не стоит.
    RangeRover Classic и LandRover Discovery базируются на общем шасси с постоянным полным приводом. Подвеска пружинная. Двигатели бензиновый 8-и цилиндровый 3,5Л и 2,4 Л турбо дизель. Частая проблема - сворачивание полуоси. Иногда не выдерживают шестерни главных передач. Рабочие LandRover Defender, а так же старые модели LandRover series II, III (Кроме десантного Light Weight) немного надежнее, но и у них встречаются постоянные проблемы с качеством: замыкания электропроводки, разрезания приводных ремней (в том числе и привода распредвала), выходят из строя ступичные подшипники и т.п. Все старые модели LandRover имеют рессорную подвеску. Defender - пружинную. Конечно, в хороших руках LandRover довольно надежная машина. Например, он намного прочнее чем Jeep Wrangler. Но, покупая LandRover имейте ввиду что большая часть рассказов о нем лишь реклама. Надо добавить, что как и все у Англичан резьбы и ключи в LandRover дюймовые, что создает дополнительные проблемы при ремонте.

Nissan Patrol
    Основной вехой для Patrol является 1989 год. Тогда рессорная модель Y160 была заменена на пружинную Patrol GR. Некоторое время на Испанском заводе продолжался выпуск рессорной модели, но уже с новым 6-и цилиндровым 2,8Л турбо дизелем (модель Y260). Качество сборки этой модели ниже, поэтому стоит она дешевле. Nissan Patrol Y160/Y260 вызывает противоречивые чувства. С одной стороны очень прочная машина, хороший мотор, приятным моментом является то, что сапуны коробок и мостов выведены под капот. Но с другой стороны многое не продумано. Геометрия длиннобазной модели малопригодна для бездорожья. Да и короткая модель имеет чересчур длинный задний свес. Часто встречаются проблемы со шлицевым соединением переднего кардана. Оно тоньше чем в автомобилях Toyota, не продумана защита от грязи. Patol GR имеет больше приятных моментов. Подправлена геометрия, задний мост имеет жесткую блокировку. Интересное решение применено в муфтах включения передних колес. Они автоматические, но позволяют производить жесткое включение вручную. То есть, если вам нужно включить полный привод чтобы, например выехать из сугроба на стоянке - незачем выходить из машины. Можно воспользоваться автоматикой. Но если вам предстоит серьезная джиповка, лучше выйти и подключить муфты "как следует", вручную. Однако в Patrol GR применено рулевое управление реечного типа, а не червячное как в старых моделях и большинстве джипов этой категории. Конечно, может надежности реечного рулевого достаточно (конструкторам Nissan виднее) но червячное рулевое вариант проверенный…

Mercedes G
    Mercedes G был разработан в 1964 году, конструкторами Mercedes, для нужд армии. Заказчиком была австрийская фирма Steyr-Dimler-Puch, выпускающая вездеходы( Pinzgauer и т.п.) Как и все к чему прикоснулся Mercedes, этот джип отличается чрезвычайной прочностью, надежностью качеством и … ценой. Это единственный из внедорожников, который всегда поставляется с жесткими блокировками переднего и заднего мостов. Но продавая эту машину населению Mercedes явно делал ставку на людей покупающих внедорожник ради престижа, а не для работы. Большинство машин имеют постоянный полный привод, оборудованы автоматическими коробками и бензиновыми моторами, а так же кожаными салонами и пр. Автомобили имеют пружинную подвеску и довольно не плохо ведут себя на асфальте. Все машины и запчасти к ним очень дороги. Автомобиль довольно тяжел. Кроме того, имеются сомнительные решения вроде неразборного кардана. То есть, если выходит из строя крестовина ее не возможно заменить, предполагается что владелец купит новый кардан. Такие решения достойны Ford, но не Mercedes. (Для справки: стоимость кардана для Ford Transit около $800). Mercedes G редко встречается среди джиперов, хотя безусловно является хорошей машиной.

Suzuki Samurai, SJ
   Является самым маленьким автомобилем в этом классе. Тем не мене, почти все конструктивные решения, примененные в этой машине такие же как и во "взрослых" джипах. Зависимая передняя и задняя подвески, понижающая передача в раздатке, отключаемый передний привод (ручные колесные муфты), рессорная подвеска, прочная рама. Исключения составляют двигатели. Эти модели Suzuki комплектуются только карбюраторными 1,1Л и 1,3Л двигателями. К сожалению, дизеля на них не устанавливаются. Эта машина стоит на вооружении в Японской армии как десантный автомобиль, предназначенный для сбрасывания с парашютом. За счет небольшого веса и малых габаритов машина имеет хорошую проходимость. Но самым большим преимуществом, является конечно ее цена. Это самый дешевый джип из тех, чье качество находится на уровне "мировых стандартов". Т.е. самый дешевый не считая УАЗ, Ниву, Аро и прочее. Его цена, в два раза ниже чем у короткого Nissan Patrol. По этим причинам Samurai облюбован многими джиперами. После лифтовки (Spring Over) и установки колес 33" равных в болоте ему не найти. Однако, при таком увеличении колес начинаются проблемы - не хватает мощности двигателя. Необходимо изменять передаточные числа мостов. Если Вы соберетесь лифтовать Samurai, пожалуй стоит ограничиться 31" колесами. Ресурс и надежность самурая не слишком высоки. Слова "комфорт" и "вместительность" к нему не применимы.

Chevrolet Blaiser K-5
   Эти машины иногда попадают в продажу при списании из армии США. Не стоит путать ее с тем, что выпускается под названием Chevrolet Blaiser теперь. Общего у этих машин нет практически ничего. Продолжением линии K-5 является скорее Tahoe. Во всяком случае они очень похожи внешне и примерно одинаковы по габаритам. Эти машины являются чем-то средним между джипом и грузовиком. Двигатели дизельные, 8-и цилиндровые объемом больше 6 литров. Коробки автоматические или ручные.
    Любопытна подвеска этих машин. Рессоры находятся сверху мостов, причем передние, для повышения мягкости хода, развернуты серьгами назад. Серьги задних рессор закреплены на специальных кронштейнах в перевернутом положении для того чтобы скомпенсировать толщину пакета рессор. В заднем мосту установлена автоматическая блокировка дифференциала, действующая по принципу свободного хода. При неаккуратной езде она может стать причиной выхода моста из строя.

Douge Ram.
   Об этой машине известно не много, но это почти единственный американец из выпускающихся сегодня, имеющий зависимую переднюю подвеску. Рессоры находятся сверху мостов.
По габаритам и объему двигателя он является одноклассником Chevrolet К-5.

Chrysler Jeep "Cherockee", "Grand Cherockee", "Wrangler".Подвеска внедорожников Крайслер
   Подвеска внедорожников Крайслер сочетает в себе недостатки зависимой и независимой подвесок. Дело в том, что хотя все вышеперечисленные машины имеют неразрезную балку переднего моста, стальные сферы, закрывающие шрусы у них отсутствуют . Ступица закреплена за своеобразную вилку, а вместо шарниров равных угловых скоростей используются крестовины, открытые к тому же для попадания различных предметов и грязи. Такая подвеска по надежности не намного лучше чем независимая, но на дороге имеет такие же посредственные характеристики как и классическая зависимая. К тому же крестовина отличается от шруса тем, что она неравномерно передает вращение, когда повернуты колеса. То - есть колеса при повороте движутся рывками, что способствует их закапыванию на бездорожье. А включение такого "полного привода" на зимней дороге вообще может привести к срыву передних колес в повороте.
    Не смотря на зависимую подвеску "Cherockee" и "Grand Cherockee" нельзя отнести к категории 1. Они изначально разрабатывались как SUV, имеют хлипкую раму и подвеску, поэтому относятся к посредственным представителям категории 2. Подвеска "Cherockee" рессорная, "Grand Cherockee" - пружинная. У "Cherockee" отвратительные (проседающие) рессоры, у "Grand Cherockee" очень слабые силентблоки. Разбиваются при езде по асфальту иногда быстрее чем на легковых машинах.
    "Wrangler" имеет аналогичную "Cherockee" подвеску и такие же отвратительные рессоры. Но являясь из всех американских внедорожников, единственным нормальным по габаритам, он облюбован американскими джиперами. Тюнинговые фирмы предлагают для него самое большое количество дополнительного оборудования. От блокировок дифференциалов и турбо наддувов, до новых длинноходных подвесок. Для "стандартного" "Wrangler" максимально допустимый размер колес равняется 29".

Asia Rocsta.
   Детище корейской фирмы KIA. Об этой машине известно не много. По габаритам и геометрии очень похожа на "Wrangler". Возможно что и внутри много общего.

УАЗ, ГАЗ69.
   УАЗ и его предшественник ГАЗ69, являются детищем страны, владеющей самой большой частью бездорожья на земле. За счет коротких свесов и положения рессор над мостами УАЗ , в штатном варианте, имеет высокую проходимость. УАЗ является единственным в мире внедорожником к которому выпускаются портальные мосты. После Российского кризиса в 1998 году УАЗ и его запчасти имеют совершенно бросовую цену. Но к сожалению на этом все его преимущества заканчиваются. Единственный разумный повод, связать свою джиперскую жизнь с УАЗом это его цена и доступность запчастей в бывшем СССР. Но в таком случае приготовьтесь к постоянным сюрпризам со стороны своего железного коня. Самым большим бичем УАЗа является его надежность. Нельзя "доверять" ни одной детали. Проблема кроется не только в точности изготовления деталей и правильности сборки (само собой разумеется ни то ни другое ни куда не годится), проблема начинается с качества металла. Даже обычный болт может вас подвести. (Мне часто приходиться закручивать болты на своей Тоёте, и если вдруг среди фирменных, попадается советский болт - очень трудно случайно не сорвать его. Резьба срывается при усилии втрое меньшем, чем на нормальном крепеже. Причина не качественный металл и неточность резьбы. Кроме того, благодаря антикоррозийной обработке фирменный болт можно отвернуть даже после многих лет. Отвернуть целиком, приржавевший советский болт - редкая удача.)
Кроме ужасного качества не перестают удивлять "уникальные" конструктивные решения. Например непонятно, почему автомобиль, разработанный для страны, большую часть которой зимой покрывает снег а летом поливают дожди имеет брезентовый верх? Уникальной также является конструкция дверей. Они выполнены взаимозаменяемыми. Существуют левая, правая двери и передняя, задняя рамки со стеклом. Из различных комбинаций заготовок получаются четыре двери. Но полноценными эти двери назвать нельзя. Чтобы быстро садиться и выбираться из УАЗа необходимо иметь специальную подготовку. К тому же стекла не опускаются. Их можно снять вместе с рамками. В жаркую погоду приятно ехать с открытыми окнами, однако, при движении по местности изобилующей насекомыми, становится мучительно больно если нет возможности их закрыть. Но ладно, комфорт не для джипера. Не лучше в УАЗе обстоит дело с решениями, обеспечивающими надежность. При изготовлении мостов широко применяется чугун. При ударе он крошится как стекло, и как известно, не варится. При неосторожной езде по каменистой местности сломанные мосты и отбитые рулевые сошки обычное дело для УАЗов. Спасает только то, что обычно удается купить другой мост в ближайшем колхозе. Баки УАЗа не имеют защиты и пробиваются регулярно. Наверное поэтому их два. О "достоинствах" двигателя УАЗа, разработанного, наверное, в начале XX века можно рассказывать бесконечно. Гидроусилитель руля у УАЗа отсутствует, что при большом размере колес сильно усложняет управление на бездорожье.
    Из приятного, можно вспомнить что для обычных (скоростных :) ) мостов УАЗ выпускаются недорогие автоматические блокировки. Правда, они не стопроцентные (не работают при вывешивании одного из колес) и при неаккуратном обращении с газом становятся причиной поломок. Портальные (военные) мосты имеют большой дорожный просвет и хорошо разгружают трансмиссию за счет колесных редукторов. В странах бывшего СССР многие джиперы выбирают УАЗ. После лифтовки, он как-то носит даже 35" колеса. Иногда умельцы устанавливают на УАЗ дизельные двигатели от Mercedes или Toyota. Автомобили производства времен СССР были качественнее чем те, что выпускаются теперь, но сейчас им не меньше 15-и лет.