Использование реечного домкрата High Jack для внедорожника
Пару раз сняв колесо с помощью штатного домкрата и представив эту процедуру по дороге на работу (цивильная одежда и ползанье под машиной с домкратом плохо совместимы), решил, что нужен другой домкрат. Почитав Интернет, выяснил, что для джипов чаще всего используется реечный домкрат под названием High Jack. Оригинал High Jack стоит дорого, но есть китайский аналог, который покупать не рекомендуется, однако никто не говорит почему. Посмотрев на него в магазине (в отличие от оригинала это можно сделать даже в Архангельске), и поняв, что в этом случае китайцы на металл не поскупились, организовал тактическую операцию под названием «подарок на день рождения».
Самое смешное, что к моменту, когда домкрат оказался у меня в руках, я уже знал, что без дополнительных приспособлений с его помощью мою машину не поднять. Однако потенциал домкрата впечатлял. Поднятие машины за бампера, пороги, колеса, использование в качестве лебедки, пресса и даже (!) якоря для зацепления лебедки, при отсутствии деревьев. Из всего арсенала возможностей мне больше всего понравилось поднятие за колеса (очень помогает, когда плотно сидишь на мостах). Собственно поэтому в первую очередь была реализована именно эта возможность. Для этого понадобилось на удивление немного: 0,7 метра 6 мм тросика в пластиковой оболочке и монтажная скоба именуемая в народе шаклом. Первоначально идея была пропускать трос в отверстия диска, соединять концы шаклом и уже за него цеплять крюк домкрата. Поэтому на концах троса я заплел по петле.
Заплетать петлю очень просто, это можно делать даже на месте, времени тратиться минут 15-30 в зависимости от толщины троса. Прочность же такова, что скорее трос порвется, чем петля расплетется. Из инструмента понадобится толстое шило (можно даже использовать шило складных ножей), пассатижи и молоток, чтобы обжать и обстучать заплетку. В первую очередь трос освобождается от оболочки на двух участках, там, где будет заплетаться. Затем конец троса расплетается на две части по 3 пряди в каждой. Шилом раздвигаем трос пополам (по 3 пряди) в начале второго, освобожденного от оболочки участка, и продеваем в образованное отверстие три прядки с конца троса. Вот будущая петля уже обозначилась. После этого, с помощью шила и пассатижей обвиваем одну прядку с конца троса вокруг ближайшей прядки коренного конца. Четыре – пять оборотов вполне достаточно. Повторяем операцию еще пять раз, каждый раз выбирая новую прядку. После этого полученное соединение обстукиваем молотком и откусываем как можно короче торчащие кончики. Петля готова, осталось только обмотать место оплетки изолентой, чтобы не ранить руки торчащими проволочками.
Однако испытание с продеванием троса в отверстия диска немного обескуражило. Во-первых, просовывать довольно трудно, во-вторых, кромки отверстий довольно острые, и мнут трос, и самое главное, при подъеме домкрат заваливается в строну машины и упирается рейкой в борт, что совсем не гут. Неожиданно нашлось решение. Если трос не продевать в отверстия диска, а просто накинуть на ось снаружи, то при подъеме крюк домкрата упирается в полочку на ободе колесного диска и не дает дальше заваливаться домкрату на машину. При этом колесо отлично поднимается, сначала выбирая ход подвески, а затем поднимается вся машина. Единственно, нужно следить, чтобы трос не сполз с оси на муфту включения передних колес или не слетел вообще. В этом отношении трос в оболочке лучше, меньше склонен к соскальзыванию. Можно упростить конструкцию, просто заплести кольцо из троса, только надо подобрать по месту длину, чтобы домкрат упирался в обод колеса, а не в боковину покрышки. После подъема на ободе остается точечный скол краски, но думаю это оправданная цена за возможность вытащить автомобиль.
Следующим этапом стало решение задачки «как поменять колесо и не сильно испачкаться». Обследовав машину снизу, решил, что универсального переходника на домкрат для передка и задка не получится. Возможно я просто не нашел решения. Хорошо владельцам Патриотов у них впереди торчат буксировочные уши, за которые можно сразу цеплять Джека. На моем Гудвине таких нет, пришлось изобретать велосипед. Бампер хлипкий, балка рамы значительно выше бампера, да и длинны крюка немного не хватает до нее. То есть простым подкладыванием деревянного бруска не обойтись. В итоге родилась конструкция представленная на фото. Зацепление за ухо требуется, что бы компенсировать опрокидывающий момент, так как носок домкрата давит на самый край коробки. «Шпингалеты» нужны, чтобы подставка висела на месте самостоятельно и не мешала манипуляциям с домкратом. Коробка подставки сварена из двух уголков на 60 мм, усы – из первого, что попалось под руку – пруток на 18 мм. Отверстия в коробке потребовались из-за двух болтов торчащих из рамы, я придумал им дополнительную функциональность – они не дадут неправильно установить подставку.
С задком дела обстояли еще печальнее, чем с передним бампером. На первый взгляд просто не за что зацепиться. Требования были такие. Изделие должно самостоятельно висеть на машине, опорная поверхность должна быть ниже бампера и в зоне доступа крюка Джека, то есть по возможности снаружи машины. В результате была изобретена штуковина, по внешнему виду которой никто не может сказать, для чего она нужна. Проушины на Гудвине приварены под углом градусов 30 к горизонту, и я подумал, что дополнительной фиксации не потребуется. Однако при первом подъеме подставка резво ушла назад - вверх и машина упала с домкрата. Пришлось делать стопорный болт, а для этого вваривать гайку, что с моим минимальным сварным опытом, было непросто. Но ничего, заодно повысил квалификацию. Коробка этой подпорки сварена из уголка на 40 мм. Далее одна сторона уголка прорезана болгаркой, утоплена внутрь коробки и проварена. Она образует опорную поверхность. Боковые стенки не дают соскользнуть домкрату в стороны.
Как видно из фоток Джек у меня маленький. Тому есть несколько причин. Во-первых где разместить длинный домкрат? Мой помещается под задним сиденьем, вместе с подставкой (буратиной) и ящиком для тросов, шаклов, цепей и подпорок. Во-вторых такого домкрата достаточно, чтобы оторвать колесо от грунта на ровном покрытии (для замены), а в грязи машина сидит обычно по оси (если не по бампер) и домкрат приходится наоборот зарывать, чтобы подвести под опору, а подъема на полметра обычно достаточно. И в-третьих, почитав отзывы пользователей убедился, что основная причина изгиба рейки Джека, это подъем машины на экстремальные высоты. Может это и требуется на соревнованиях или диком бездорожье, но я пока для этого еще не дошел. Я думаю, что экипировка должна быть гармонична поставленным задачам. Хоть с Джеком 85 см (как у меня), хоть с полутораметровым, мой Гудвин не сможет двигаться там, где пройдут подготовленные машины (с лебедками, 35-ми колесами, блокировками и т.п.).
И еще один момент. Все детали участвующие в «машиноподъемных» работах покрасил в красный цвет. По себе знаю, что по горячке можно забыть все что угодно, в том числе и эти штуковины. Может красный цвет поможет пореже изготовлять новые.